Коап рф 2020 превышение должностных полномочий


Превышение должностных полномочий (ст. 286).

Превышение должностных полномочий определено как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. Дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах.

Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Ответственности за превышение полномочий с применением оружия подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения или специальные средства.

При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Тяжкие последствия превышения должностных полномочий принято понимать так же, как тяжкие последствия злоупотребления должностными полномочиями. Они в данном случае причиняются с прямым или косвенным умыслом. Возможны, однако, случаи, когда вина должностного лица, превысившего свои полномочия, по отношению к квалифицирующим тяжким последствиям является неосторожной.

[1]

Деяние относится к преступлениям средней тяжести, при наличии квалифицирующих обстоятельств — к тяжким преступлениям.

61.Получение взятки. Дача взятки.

Получение взятки (ст. 290).

В законодательстве взяточничество, являющееся характерным проявлением коррупции, рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

Статья 290 определяет получение взятки как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности, а также различного рода услуги (выгоды), оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, взяточничеством не признается. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» назвал: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование ссудами.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

1)за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные полномочия должностного лица (ч. 1);

2)за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);

3)за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1);

[2]

4)за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

При передаче взятки за общее покровительство или попустительство какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что в конечном итоге ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительство в итоге выражается.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет.

[3]

Взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о нем обусловливает соответствующее поведение должностного лица, но может являться и незаконной материальной благодарностью — вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой предварительной договоренности об этом вознаграждении не было и получатель его совершал должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. Время передачи предмета взятки, т.е. до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего, как отметил в названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

Ответственность повышается при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния:

а)группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б)с вымогательством взятки;

в)в крупном размере.

Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из этих лиц. При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.

Должностное лицо, вымогающее взятку, может и не высказывать напрямую какие-либо угрозы взяткодателю. Оно просто умышленно не выполняет своих обязанностей, не выполняет действий, в которых заинтересован будущий взяткодатель и которые оно не только могло, но и обязано было выполнить. Тем самым нарушаются правоохраняемые интересы гражданина, вынуждаемого добиваться их удовлетворения с помощью взятки. Крупный размер получения взятки исчисляется в денежном выражении.

При совершении преступления в соучастии квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность самого деяния должны вменяться в вину и соучастникам получения взятки, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней тяжести, ч. 2 и 3 ст. 290 — тяжкими, а ч. 4 ст. 290 — особо тяжкими преступлениями.

Дача взятки (ст. 291)

Дача взятки состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291).

Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста. Субъектом может быть гражданин России, иностранец и лицо без гражданства. В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки.

Субъективная сторона. Дача взятки совершается с прямым умыслом. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерности, состав дачи взятки отсутствует.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц.

Посредник — это лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки.

Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки.

Дача взятки отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 291) — к тяжким преступлениям.

Предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

1)если в отношении него со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;

2)если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Добровольное — это сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию взяткодателя при сознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно

Взяточничество — одно из опаснейших и распространенных преступлений, характерное проявление коррупции. Сутью взяточничества является получение должностным лицом от других лиц или организаций заведомо незаконного материального вознаграждения за служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения:Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

| 7412 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Источники

  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
  3. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.
  4. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  5. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

Приветствую всех на данном сайте. Работаю долгое время (более 10 лет) в области юридического консультирования. За свой опыт работы приходилось сталкиваться с различными задачами, которые требовали записей. Позже в результате накопления их большого количества и возник данный сайт. Рад Вас видеть, заходите чаще.

Статья 19.28 КоАП РФ накажет всех. Или как законодатель в антикоррупционной статье предостерегает бизнес от ябедничества

Недавно столкнулся со статьей 19.28 КоАП РФ. Как мне показалось, она весьма противоречива и несправедлива.

Ситуация заключается в том, что генеральный директор Х некоего ООО сообщил, что должностное лицо вымогает взятку. Также сообщил, что ранее передавал взятку в определенном размере.

В соответствии с примечанием ст. 291 УК РФ от уголовной ответственности ген. директор был освобожден.

И вроде бы все хорошо: вымогательства прекратились, преступление обнаружено и раскрыто благодаря ген. директору. Справедливость восторжествовала.

Но как бы не так, прокурор имея на руках лишь обвинительное заключение в отношении взяткополучателя привлекает ООО к административной ответственности в порядке ч.1 ст.19.28 КоАП РФ.

Доводы о том, что благодаря ген. директору этого ООО и был обнаружено и раскрыто преступление, остаются без внимания. Прокурор разводит руками и говорит: «ну не мы эту статью придумали».

Несмотря на то, что КС РФ многократно высказывался о том, что в действиях юридического лица может быть «вина», у меня в голове никак не укладывается мысль о том, как «совокупность имущества» может субъективно относиться к содеянному его исполнительными органами.

Согласно ч. 1 ст. 19.

28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Положение ч.1 ст.19.

28 КоАП РФ не допускают назначение административного наказание ниже низшего предела соответствующей административной санкции, а также установленный данной нормой минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значения для дела существенные обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Таким образом, положения ст. 19.28 КоАП РФ ставят в неравное положение юридические лица в интересах которого было осуществлено незаконное вознаграждение, так как независимо от того в каком размере было передано, предложено или обещано незаконное вознаграждение в пределах до 333 333 рублей санкция будет одна и та же — не менее одного миллиона рублей.

Соответственно при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1ст. 19.28 КоАП РФ теряется, какой либо смысл в исследовании смягчающих обстоятельств и разрешение вопроса о назначении наказания ниже низшего предела, а также исследование имущественного положения юридического лица.

Таким образом, юридические лица в интересах, которых состоялась передача, предложение или обещание незаконного вознаграждения в размере до 333 333 рублей уравниваются в содеянном и подлежат одинаковому наказанию, что не допустимо.

Также положения ст.19.28 КоАП РФ допускают привлечения к административной ответственности юридическое лицо, исполнительные органы которого своевременно сообщили о незаконном вознаграждении в правоохранительные органы.

Ст. 19.28 КоАП является аналогом ст. 291 УК РФ, однако, если в уголовном законодательстве к ответственности привлекается исполнитель противоправных действий, то в административном законодательстве к ответственности привлекается лицо в интересах, которого были совершены противоправные действия.

Положение ст. 19.

28 КоАП РФ, также как и положение ст. 291 УК РФ направлены на противодействие коррупции. Однако, отсутствие в ст. 19.28 КоАП РФ аналогичного примечания ст.

291 УК РФ, освобождающие от ответственности лицо активно способствовавшее раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, допускает привлечение к административной ответственности добросовестное юридическое лицо. Тем самым, губительно действует на агентурные сети правоохранительных органов и побуждает к сокрытию правонарушений и преступлений связанных с коррупцией.

Положение ст. 19.

28 КоАП РФ не конкретизируют роль и взаимосвязь между лицом передавшим, предлагавшим и обещавшим незаконное вознаграждение и юридическим лицом в интересах, которого осуществлены противоправные действия, тем самым заведомо приравнивает юридическое лицо к исполнителю или соучастнику исполнителя административного правонарушения и подразумевает вину юридического лица, что противоречит принципу презумпции невиновности.

В то же время, административное законодательство никак не регулирует ответственность непосредственного исполнителя незаконного вознаграждения. Соответственно, положения ст.19.28 КоАП РФ создают условия и предоставляют механизм, позволяющие преследование юридического лица в административном порядке, инициированное с целью нанесения ущерба этому лицу.

Так, любое лицо косвенно или не имеющее никакого отношения к юридическому лицу может передать или даже лишь предложить или обещать незаконное вознаграждение должностному лицу с целью причинить ущерб данному юридическому лицу, либо с целью устранить конкурента.

В случае обещания или предложения незаконного вознаграждения исполнитель или получатель незаконного вознаграждения не подлежат никакой ответственности, в тоже время юридическое лицо подлежит привлечению к ответственности в виде наложения штрафа не менее одного миллиона рублей.

Соответственно, положение ч.1 ст.19.28 КоАП РФ допускает возможность привлечения юридического лица без установления его роли и инициативы в содеянном.

Также, положение ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ допускает возможность привлечения к административной ответственности за предложение или обещание незаконного вознаграждения. Данные действия являются вербальными и без реальной передачи незаконного вознаграждения невозможно определить действительность этих предложений и оценить причиненный ущерб.

В то же время, положения ст. 19.28 КоАП РФ предусматривают ответственность заинтересованного юридического лица кратную предложенному или обещанному незаконному вознаграждению, что в свою очередь дает возможность судам назначить штраф не за реально переданное незаконное вознаграждение, а предполагаемое.

Более того, как уже отмечалось исполнитель обещания или предложения, а также получатель незаконного вознаграждения не несут никакой ответственности в данном случае, однако вербальные действия данных лиц могут повлечь ответственность юридического лица, которое даже не инициировало таких обещаний или предложение, а также не уполномочивало лицо, осуществившее данные действия.

«Пример: Гражданин Х подходит к участковому и передает 5 тыс. рублей с просьбой покровительствовать ООО. Ответственность несет участковый (290 УК РФ) гражданин (291 УК РФ) и ООО на 1 000 000 рублей (ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ).

Другой пример: Гражданин Х подходит к участковому и обещает 1 000 000 за покровительство. Ответственность участковый не несет, гражданин не несет, а ООО должны оштрафовать уже на 20 000 000 рублей по ч.2 ст.19.28.»

Соответственно, предполагаю, что основная проблема в положении ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ состоит в том, что исполнитель незаконных передачи, обещания или предложения не идентифицируется с юридическим лицом в интересах, которого произведены противоправные действия.

Предполагаю, что данная проблема могла бы быть решена путем внесения изменений в текст ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ, заменив слова «в интересах или от имени» на слова «от имени и в интересах» юридического лица.

Тем самым, связав непосредственного исполнителя административного правонарушения с юридическим лицом в интересах которого произведены противоправные действия, так как формулировка «от имени юридического лица» всегда предусматривает интерес этого лица. Но «от имени юридического лица» должны быть каким-то образом удостоверены полномочия.

Как мне кажется один лишь интерес не может являться формой вины. Так как «интерес» весьма широкое понятие, которое может включать в себя как «выгоду», так и простую заинтересованность. Интерес есть, а был ли умысел.

Вопрос: Справедлива ли и конституционна ст. 19.28 КоАП РФ?

Источник: https://zakon.ru/Blogs/chto_takoe_truby_i_kanavy__s_tochki_zreniya_sistematiki_obektov_grazhdanskix_prav/11113

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Нередки случаи, когда граждане сталкиваются с противоправными действиями со стороны сотрудников полиции. Самыми частыми из них являются превышение и злоупотребление должностным положением. В данной статье мы рассмотрим законодательную базу УК РФ, ответственность, а также процедуру оформления жалобы.

О чем говорит статья 286 ук рф?

Статья №286 УК РФ устанавливает следующее:

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если незаконные действия со стороны представителя совершены:

  • С применением насилия или с угрозой его применения.
  • С применением оружия или специальных средств.
  • С причинением тяжких последствий.

Предусматривают наказание в виде лишения свободы от трёх до десяти лет, а также запретом заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности срок до трёх лет. Применение оружие является фактором превышения полномочий в случае, если сотрудник полиции выстрелил из пистолета. Ситуации, когда сотрудник достал пистолет, но не выстрелил, не относятся к этому пункту.

К специальным средствам сотрудника полиции относятся:

  • Наручники.
  • Газовые баллончики.
  • Оружие.
  • Дубинки.
  • Спецтранспорт.
  • Служебные собаки.

Таким образом, уполномоченное лицо несёт ответственность в связи с превышением должностных обязанностей, которое может быть направлено против граждан, юридических лиц, общества или государства в целом. Мотив виновного лица не является фактором при рассмотрении дела в совершении противоправных действий со стороны сотрудников МВД.

Предусмотренное наказание для должностных лиц действует в случае, если нарушение законодательства РФ произошло в период исполнения ими должностных обязательств. Если должностное лицо в период совершения противоправных действий находился на больничном, в отпуске или отставке, то в этом случае предусмотрено наказание как для гражданина РФ в соответствии с УК РФ.

Что считается превышением должностных полномочий?

Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  • Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
  • Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  • Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
  • Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.

Что грозит за злоупотребление властью на рабочем месте?

Статья №285 УК РФ устанавливает ответственность в случае злоупотребления должностным положением:

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если злоупотребление должностным положением повлекло за собой тяжкие последствия, то наказанием является лишение свободы до десяти лет и запрет на возможность заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности.

Отличительные особенности превышения и злоупотребления должностным положением:

  • Превышение
  • Злоупотребление
  • Действие
  • Действие/бездействие
  • Лицо не имеет полномочий, так как они находятся за пределами разрешенных
  • Лицо действует в рамках служебных полномочий, но использует их при отсутствии необходимости
  • Мотив не имеет значения
  • В мотиве преступления присутствует получение выгоды

Каких границ должен держаться полицейский?

Статья №27 ФЗ РФ «О полиции» определяет обязанности сотрудников полиции при исполнении:

  • Соблюдать конституцию и законодательство РФ.
  • Следовать должностным инструкциям.
  • Выполнять приказы руководства, если они не противоречат законодательству РФ.
  • При исполнении соблюдать права и обязанности граждан, организаций или объединений.
  • Не разглашать государственные сведения или информацию, полученную при исполнении служебных обязательств.
  • Сообщать руководству о возникновении конфликта интересов при исполнении службы.
  • Сообщать о случаях коррупции по отношению к нему для склонения к правонарушению.
  • Оказывать первую помощь.
  • Оперативно реагировать на обращения граждан для пресечения правонарушений/преступлений и спасения жизни граждан.

Таким образом, сотрудник должен строго соблюдать регламент правоохранительных органов и законодательство России.

Бывают ситуации, когда сотрудник может избежать ответственности в случае превышения полномочий, если он руководствовался безопасностью людей, общества или государства.

Также представитель правоохранительных органов может избежать наказания, если причиной злоупотребления должностным положением послужил приказ от вышестоящего руководства, который производился с нарушениями законодательства РФ, а исполнитель заведомо не знал о косвенных причинах приказа.

Наказание за злоупотребление служебными правами

Для сотрудника, злоупотребившего служебным положением определяется наказание в зависимости от обстоятельств дела:

  • Штрафные санкции до 80 тысяч рублей.
  • Принудительные работы периодом до 4-х лет.
  • Арест периодом до 6-ти месяцев.
  • Лишение свободы периодом до 4-х лет.
  • Запрет для трудоустройства в определенные сферы периодом до 5-ти лет.
  • Лишение свободы периодом до 10-ти лет, если нарушение имеет тяжкие последствия.

Куда можно пожаловаться?

Подобные дела рассматривают три государственные структуры:

  • Следственный комитет.
  • Прокуратура.
  • ФСБ.

В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:

  • Заказным письмом с помощью почтового отправления.
  • При личном посещении.
  • Через интернет.

Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ. Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:

  • Прокуратура.
  • Суд.
  • Руководство следственного комитета.

Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов. Для этогонеобходимо предоставить заявлениес указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.

Как правильно составить заявление?

В случае, если заявление оформляется пострадавшим, свидетелем превышения полномочий или фигурантом уголовного дела, то необходимо в заявлении указать данные по уголовному делу:

  • Дата возбуждения дела.
  • Состав преступления.
  • В отношении кого возбуждено и другое.
  • В заявлении нужно указать Ф.И.О. уполномоченных лиц, нарушивших закон, если подобная информация известна. Но, как правило, пострадавшая сторона не располагает полной информацией о сотрудниках полиции.
  • Документ должен содержать полную и подробную информацию состава преступления, совершённого по отношению к пострадавшему. Указание последствий неправомерных действий сотрудников полиции является обязательным требованием для возбуждения уголовного дела по Статье №286 УК РФ.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование органа обращения, его адрес и контактный телефон.
  • Ф.И.О. прокурора.
  • Просьба организации проверки действий сотрудников полиции.
  • Дата инцидента.
  • Детальное описание инцидента.
  • Последствия, которые наступили из-за сотрудников полиции, превысивших полномочия.
  • Выдвигаемые требования – провести проверку, установить и привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
  • Указание доказательной базы.
  • Список приложений.
  • Дата и подпись заявителя.

Каким образом можно доказать?

Заявление должно быть подкреплено доказательной базой, которая поможет доказать факт неправомерных действий. В качестве доказательной базы может выступать:

  • Свидетельские показания.
  • Судебно-медицинская экспертиза.
  • Иные медицинские документы – заключения, выписки свидетельства и прочее.
  • /видеозаписи и прочее.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела, но контролирует и направляет процедуру расследования в соответствии с законодательством РФ.

Также можно обратиться к юридической помощи, которая поможет правильно обратиться в прокуратуру, а также в консультации и оформлении всех сопутствующих документов.

Сотрудники правоохранительных органов несут ответственность в случае превышения и/или злоупотребления должностным положением. При обращении в прокуратуру необходимо составить заявление и предоставить доказательную базу обвинения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

No related posts.

Привлечение должностного лица к административной ответственности коап

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

См. комментарии к статье 2.4 КоАП РФ

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Информация об изменениях:

Примечание изменено с 17 февраля 2019 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 7-ФЗ

Виды ответственности должностных лиц за неправомерные действия и решения

  1. ActionScript 3.0 в распространенных операциях взаимодействия без необходимости изучения языка
  2. C. «Скользкие угри» – уход от ответственности по оценочным позициям, из-за вопросов благости: «я не считаю так, я ни считаю иначе, я не говорю так, я не говорю ни не так».
  3. Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников
  4. I. Алгоритм решения задач
  5. I. Алгоритм решения задач
  6. I. Алгоритм решения задач
  7. I. Алгоритм решения задач
  8. I. На этапе принятия решения о размещении ценных бумаг
  9. I.1.1.Объемно-планировочные решения здания и ТЭП к нему
  10. II. Алгоритм решения задач
  11. II. Алгоритм решения задач
  12. II. Алгоритм решения задач

Специфика института ответственности органов и должностных лиц заключается в том, что данный институт является комплексным, включает в себя охранительные нормы различной отраслевой принадлежности. Анализ нормативно-правовых актов подтверждает различие подходов к определению понятия «должностное лицо» [287] .

В рамках рассматриваемого нами вопроса под должностными лицами следует понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. Речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именуют представителями власти.

Основаниями привлечения к ответственности должностных лиц являются преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, причинение материального ущерба, гражданские правонарушения.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью.

Правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел на службе (по службе), представляют собой противоправные деяния (действия либо бездействие), выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих служебных (должностных) обязанностей. За совершение преступления или иного правонарушения сотрудник органов внутренних дел может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Уголовная ответственность должностных лиц и государственных служащих заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод за совершение преступлений, где они выступают в качестве специальных субъектов уголовной ответственности.

Их специфика обусловлена особым правовым статусом, закрепляемым нормами административного права. Все преступления, совершаемые указанными лицами, объединяет то, что они связаны с использованием служебного положения.

Именно обладая статусом должностного лица, данные субъекты могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные уголовным законодательством: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 136 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст.

137 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ч. 3 ст. 139 УК РФ), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др.

Анализ уголовного законодательства позволяет выделить несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудники органов внутренних дел вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей несут уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы. Такими деяниями признаются злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст.ст. 285-293 УК РФ).

Другую группу образуют преступления против правосудия. Это деяния, предусмотренные ст. ст.

299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие.

Уголовную ответственность влекут общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан.

Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. ст. 137-140, 149 УК РФ).

Административная ответственность. В ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административная ответственность должностных лиц наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП РФ предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица.

Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав; нарушение законодательства о труде и его охране; воспрепятствование проведению митинга, демонстрации; незаконное изъятие паспорта; воспрепятствование осуществлению права граждан на свободу совести, нарушение правил рассмотрения обращений граждан.

Должностные лица подлежат административной ответственности по основаниям, установленным КоАП РФ (ст. 2.4) и законами субъектов Российской Федерации.

Так, видами административных правонарушений в соответствии с Законом Московской области [288] являются: неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан (ст. 4), нарушение сроков рассмотрения обращений граждан (ст.

5), принятие заведомо необоснованного и (или) незаконного решения по обращениям граждан (ст. 6).

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За ряд правонарушений (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, таможенных правил и др.) они несут ответственность на общих основаниях.

Читайте так же: В течение какого периода можно вернуть товар

Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении должностным лицом, государственным служащим возложенных на них служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

Общие положения о дисциплинарной ответственности закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации, где в ст. 192 дан перечень дисциплинарных санкций. Составы дисциплинарных проступков закреплены в нем в самом общем виде и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах.

Так, дисциплинарную ответственность за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о государственной службе, Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ [289] .

Вопросы дисциплинарной ответственности регламентируются и законодательством о государственной гражданской службе. Так, в частности, ст.

57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены меры дисциплинарного взыскания, к которым законом отнесены: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

  • Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.
  • Сотрудники органов внутренних дел привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
  • Дисциплинарное взыскание может быть наложено должностным лицом, которое уполномочено назначать на должность сотрудников органов внутренних дел.

К должностным лицам, действующим в рамках трудового договора, может применяться материальная ответственность.

Под материальной ответственностью работника понимается «обязанность работника, виновными противоправными действиями которого причинен прямой действительный имущественный ущерб, возместить его в размере и порядке, предусмотренных трудовым законодательством» [290] .

Материальная ответственность работодателя установлена ст. 234–237 Трудового кодекса РФ.

В данных статьях предусмотрены следующие основания наступления материальной ответственности работодателя: за утрату заработка в связи с незаконным лишением работника возможности трудиться (ст. 234); за задержку заработной платы и других выплат (ст. 236); за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235); за моральный вред, причиненный работнику (ст. 237).

Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации и выражается в возмещении виновным причиненного вреда.

Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка.

Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере.

Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

Следует также отметить, что законодательство о государственной службе не устанавливает каких-либо особенностей при привлечении государственных служащих к материальной ответственности за причиненный ими ущерб соответствующему государственному органу и определении ее пределов по сравнению с Трудовым кодексом РФ. С учетом этого нормы трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, по аналогии закона можно распространять на государственных служащих.

Аналогичная ситуация складывается в отношении сотрудников органов внутренних дел. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2005 г.

по делу № 78-Г05-72 [291] отмечается, что законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Поскольку в настоящее время специальный нормативный акт о материальной ответственности сотрудников ОВД отсутствует, к сотрудникам органов внутренних дел применимы нормы трудового законодательства, предусматривающие общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора (гл. 37 ТК РФ), а также устанавливающие материальную ответственность как работника перед работодателем (гл. 39 ТК РФ), так и работодателя перед работником (гл. 38 ТК РФ).

Материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел в соответствии с нормами трудового законодательства может быть двух видов: ограниченной либо полной.

Ограниченную материальную ответственность сотрудники органов внутренних дел, виновные в нанесении ущерба, несут в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

В полном размере сотрудниками органов внутренних дел ущерб возмещается в следующих случаях (ст.

243 ТК РФ): когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых (служебных) обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущербах и др.

Материальная ответственность сотрудника органа внутренних дел не исключает его дисциплинарной или уголовной ответственности.

Органы исполнительной власти, местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину в результате своих незаконных действий (бездействия). Вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Под казной понимается принадлежащее Российской Федерации (субъекту РФ, муниципальному образованию) имущество, не закрепленное за конкретными государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями. В первую очередь к казне относятся средства соответствующих бюджетов, которые управляются органами Министерства финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и их должностных лиц, рассматривается в отдельном вопросе. Отметим лишь, что должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред в смысле ст. 1069 ГК РФ, ответственности перед физическими и юридическими лицами не несут.

Требования о возмещении вреда в данном случае к ним применяться не могут, поскольку должностные лица не являются субъектами гражданского права. Согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, а само должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности.

В то же время Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред, имеют право регресса к непосредственному причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законодательством, в частности, трудовым.

Читайте так же: Материнский капитал купить квартиру в крыму

Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Источник: https://glsest.ru/privlechenie-dolzhnostnogo-litsa-k-administrativnoj-otvetstvennosti-koap/

Каких границ должен держаться полицейский?

Статья №27 ФЗ РФ «О полиции» определяет обязанности сотрудников полиции при исполнении:

  • Соблюдать конституцию и законодательство РФ.
  • Следовать должностным инструкциям.
  • Выполнять приказы руководства, если они не противоречат законодательству РФ.
  • При исполнении соблюдать права и обязанности граждан, организаций или объединений.
  • Не разглашать государственные сведения или информацию, полученную при исполнении служебных обязательств.
  • Сообщать руководству о возникновении конфликта интересов при исполнении службы.
  • Сообщать о случаях коррупции по отношению к нему для склонения к правонарушению.
  • Оказывать первую помощь.
  • Оперативно реагировать на обращения граждан для пресечения правонарушений/преступлений и спасения жизни граждан.

Таким образом, сотрудник должен строго соблюдать регламент правоохранительных органов и законодательство России.

Бывают ситуации, когда сотрудник может избежать ответственности в случае превышения полномочий, если он руководствовался безопасностью людей, общества или государства. Также представитель правоохранительных органов может избежать наказания, если причиной злоупотребления должностным положением послужил приказ от вышестоящего руководства, который производился с нарушениями законодательства РФ, а исполнитель заведомо не знал о косвенных причинах приказа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *